Основатель буддизма — Гаутама Будда Шакьямуни, родился в 564 году до нашей эры в царской семье Суддходана и Махамаи.
Зачатие Будды произошло не от совокупления отца и матери, как у всех нормальных людей, а от вхождения в тело женщины «святого духа». Миф непорочного зачатия, позднее так понравился христианам, что они с большим удовольствием стали рассказывать его о Христе.
В период беременности Махамаи приснился странный сон, в котором слоненок Генеша, сын бога Шивы и богини Парвати, благословил ее своим хоботом, что было воспринято как очень благоприятный знак и вхождение «божества» в тело женщины.
Когда подошел срок рожать, Махамаи путешествовала по стране. В маленьком городке Лумбини у нее начались схватки, и она попросила своих служанок помочь ей уединиться в роще. Одно большое дерево склонило к ней ветвь, чтобы служить ей опорой в родах, и, опершись на него, она родила. Легенды говорят, что роды были безболезненными, что, якобы Будда появился на свет через правый бок матери (вероятно, кесарево сечение) и сразу произнес речь, в которой объяснил свою божественную миссию.
Через семь дней, чувствуя свою высокую ответственность перед сыном, Махамаи решила умереть, чтобы избежать соитий с мужем, «поскольку не подобает ей, носившей во чреве Несравненного, после этого предаваться любви». (Махавасту).
Что там с ней было дальше, никому неизвестно, а вот Будда рос не по дням, а по часам, и когда ему исполнилось шестнадцать лет, женился на принцессе Ясодхаре.
В «Лалитавистаре» это описано так: «Пришло время, и все попросили Бодхисаттву найти себе супругу.
— Следствие пагубной страсти — женитьба. Словно лист ядовитой травы, приносит страдания, раздоры и обиды. Неразумно быть рядом с женщиной, — так отвечал Бодхисаттва.
Позже, размышляя над этим, он сказал:
— У предшествующих Бодхисаттв были жёны и дети. Я последую их примеру.
Сказав так, он дал согласие на женитьбу.
— Кого бы ты хотел взять в жёны? — спросили его.
Бодхисаттва записал те качества, которыми должна обладать его избранница, и протянул этот список министру, сказав: «Если найдёшь такую женщину, приведи её ко мне».
Когда министр принёс этот список дочери Шакьи Лакны Бечёна, она спросила его: «Почему ты пришёл ко мне?» И он ответил: «Сын Суддходана, несказанно прекрасный, украшенный тридцатью двумя особыми знаками и великолепными признаками, перечислил достоинства, которые он желал бы видеть в своей царице.
Тогда девушка молвила: «Брахман, я обладаю такими достоинствами. Бодхисаттва может стать моим мужем. Если он согласится, не будем откладывать свадьбу».
Милая девушка была такого же возраста, как и Будда, но ей не помешало это родить ему сына Рахула.
По легенде Будда со своей женой и маленьким сыном жили в царском дворце в окружении восьмидесяти четырех тысяч девушек и вели счастливую беззаботную жизнь.
Их надежно оберегали от столкновения с тем, что обычные люди считают вполне обыденным, — он не видел ни старости, ни болезней, ни смерти, а так¬же и тех, кто посвятил себя духовной практике.
В возрасте двадцати девяти лет Гаутама понял, что не будет счастлив, если продолжит жить так, как прежде. Он открыл для себя страдания людей и больше всего на свете захотел узнать, как можно их преодолеть. Поцеловав свою спящую жену и попрощавшись с малолетним сыном, Будда покинул дворец, стал скитаться и заниматься духовными практиками.
Изучив «Веды», испытав роскошь и аскетизм, Будда разработал свою концепцию преодоления страданий и улучшения качества жизни человека, которую он назвал Срединным Путем.
Суть методики Будды состояла в том, что все страдания являются следствиями желаний. Если отказаться от всех желаний, в том числе от желания жить, то можно избавиться от всех страданий и обрести нирвану.
Отречение от всего мирского в различных формах и так существовало в Индии. Аскетизм принимали и старые, и малые, поэтому идеи Будды получили широкое распространение и стали доминирующими на несколько тысячелетий.
В начале своего Духовного Пути Будда проповедовал строгую аскезу. Он был категорически на¬строен против женщин и всячески указывал своим ученикам и последователям на важность полового воздержания и принятия обета безбрачия. Он говорил: «Не надо смотреть на женщин и разговаривать с ними. Надо их остерегаться и бежать от них».
Далее его проповеди стали более мягкими и глубокими: «Подавление плоти болезненно, суетно и бесполезно. И как может кто бы то ни было посредством несчастной жизни стать свободным от своей самости, если он не преуспел в тушении огня вожделений?
Разнообразные плотские наслаждения, они сладки и пленительны, то в том, то в другом виде они колеблют наш дух».
Когда же Будда получил настоящее просветление, он стал подчеркивать, что важна не полная аскеза, а важна умеренность в сексе. Нельзя заниматься сексом без любви: «Не увлекайся тратой сексуальной энергии вообще и особенно сексуальными отношениями без чувств. Полюби женщину и только после этого овладей ею».
Великий реформатор и религиозный деятель Будда умер в возрасте восьмидесяти лет. Его ученики и последователи создали монастыри и буддийские братства, в которых стали проповедовать его учения. Его жена и тетя тоже стали монахинями и создали женскую общину.