Vedmina-izbushka

обучение магии, гаданию на картах, рунах, восстановление семьи, защиты, чистки, привороты, диагностика негатива, рунические ставы, талисманика, мастер классы


    Лотос-связанная с ним Символика

    Поделиться
    avatar
    Ведара

    Сообщения : 416
    Дата регистрации : 2017-08-14

    Лотос-связанная с ним Символика

    Сообщение автор Ведара в Вт Окт 03, 2017 2:04 pm



    Лотос и его символика

    Лотос-распространенный и многозначный символ в китайской, японской, индийской и египетской традициях. Лотос — это образ истока мира, производительной силы, развертывания бытия, он выступает в качестве символа возрождения, красоты, жизни, счастья, чистоты и духовности.

    На Востоке в образе этого цветка подчеркивается его динамический аспект, связанный с раскрытием потенциальных возможностей бытия (символизируемых распусканием цветка на поверхности вод), в отличие от европейской розы — олицетворения статичного центра. Строение лотоса отражает взаимодействие мужского и женского начала, поэтому он связывается с плодородием и зарождением новой жизни.

    Можно проследить связь между лотосом и окружностью как символом видимого мира. Лотос наделялся сакральным значением в Китае (как олицетворение плодородия и одновременно чистоты): духу лотоса воскуряли благовония с целью изгнания злых сил, на западе мира, согласно легендам, помещался так называемый лотосовый рай. В даосизме лотос выступает аналогом мирового древа, связывающего три уровня мироздания: он растет из ила, его стебель находится в воде, а цветок обращен к небу. Также лотос символизирует и эволюцию человека. Он выражает единство ян и инь и в качестве такового воспринимается как символ дао.


    Лотос в индийской культуре олицетворяет богиню-мать и соотносится с йони, женским детородным органом (падма-лотос — символ йони в тантризме). Богиня плодородия изображалась с лотосом в волосах; позднее эта деталь распространилась и на другие женские божества, которые получили название «лотосовых богинь». В целом этот цветок выступает как символ творческой силы: образ космического лотоса рассматривается как формирующий принцип мироздания, как исток творения. «Тысячелепестковый золотой лотос», выросший из пупка Вишну, образует все элементы мира; он символизирует вселенную, возникающую из центральной точки. Это также космическое лоно, из которого рождаются боги. Нередко индуистские божества изображаются сидящими на лотосе либо держащими его.

    В буддизме возникло представление о начальной стадии мира, когда он был «золотым лотосом»; сам лотос является символом творческой силы, чистоты, чудесного рождения, духовного просветления и сострадания. Мифическая супруга Будды, Праджня-парамита («совершенная мудрость») изображается с цветком лотоса в руках.
    В качестве сакрального символа индуизма и буддизма рассматривается так называемая «лотосовая формула» «Ом мани падме хум». Образ лотоса в Индии может наделяться, в связи с его общим значением, функциями мандалы; также он является частью государственного герба этой страны.

    В Египте этот цветок ассоциировался с представлениями о плодородии и производительной силе, о смерти и воскресении. Он связывался с Нилом и с солнцем; а также служил троном для верховных божеств и потому нередко символизировал высшую власть. Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. Образы закрытого и раскрытого бутона цветка легли в основу двух типов капителей египетских колонн, Египетский голубой лотос цветет днем и закрывается к ночи, он стал символом рассвета, пробуждения от сна; его клали в гробницы, чтобы мертвые проснулись на том свете. Белый лотос днем закрыт и распускается только к ночи; он стал символом сна. Египтяне считали, что плоды белого лотоса дают забвение и блаженство.
    Впоследствии символика лотоса распространилась из Египта в Грецию; так, например, у Гомера нашел отражение сюжет о лотофагах — поедателях лотоса, остров которых посетил Одиссей: вкусив лотоса, его спутники захотели навсегда остаться на острове

    Источник
    avatar
    Ведара

    Сообщения : 416
    Дата регистрации : 2017-08-14

    Re: Лотос-связанная с ним Символика

    Сообщение автор Ведара в Вт Окт 03, 2017 2:05 pm

    Лотос ... Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа — творящая сила, связанная с женским принципом, отсюда — более специальные символические значения Лотоса: лоно как место зарождения жизни; плодородие, процветание, потомство, долголетие, здоровье, жизненная полнота, слава; земля как космическая, самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое); бессмертие и воскресение к вечной жизни; чистота, духовность, смиренномудрие. В разных традициях с Лотос связываются также жизнь, чистота, андрогинность, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твёрдость, непрерывность, солнце. Структура цветка Лотоса (периферийная, лепестковая часть и центр) символизирует взаимодействие женского и мужского начал.

    Этот символ соединяет в себе солнечный и лунный принципы; он одинаково близок воде и огню, хаосу тьмы и божественному свету. Лотос — это результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды, это Космос, поднявшийся из водного хаоса, подобно Солнцу, взошедшему в начале времен, «мир развивающейся жизни в вихре перерождений» (Дж. Кэмпбелл). Это время — прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. «Время и вечность являются двумя аспектами одного и того же восприятия целого, двумя планами единственной, недуалистичной невыразимости; таким образом, сокровище вечности покоится на лотосе рождения и смерти» (Дж. Кэмпбелл).


    Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие.

    По словам Е.П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь человека, как и Вселенной», при этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду, — душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа. Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.

    В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

    Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.

    Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В «Текстах пирамид» он назван «лотосом из носа Ра». Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.

    С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.

    В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,- гора богов Меру.


    В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он — начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.

    С лотосом связана супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала («лотосная»). Трон в виде лотоса — атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

    В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, «Жемчужине Лотоса», явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым — так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

    Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей,
    «цветут удивительные лотосы разных цветов».

    «Одним из наиболее могущественных и любимых бодхисаттв буддизма махаяны Тибета, Китая и Японии, является Несущий Лотос Авалокитешвара, „Бог, который смотрит вниз с сочувствием“... К нему обращена миллионы раз повторяемая молитва: Ом мани падме хум, „О Сокровище в сердцевине лотоса“... Он удерживает в одной из левых рук лотос мира». (Дж. Кэмпбелл).

    В Китае лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу.

    Согласно традиции китайского буддизма, «Лотос Сердца» олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. На западном небе, в лотосовом раю, находится лотосовое озеро, где среди цветов, в окружении бодхисаттв восседает Амитофо (Амитабха), Будда Запада. Каждый лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека.
    В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках символ чистоты — цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу исполнения желаний.

    Из Египта, Индии и Китая символика лотоса проникла и в другие страны. В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл.


    В Древнем Египте известны изображения Лотоса в сочетании с образами богов и другими сакральными символами. С Лотосом, подобно Нилу (по берегам которого он рос), связывалось плодородие и производительная сила, а также солнце как источник жизни и воскресения (ср. роль Лотоса в похоронных обрядах египтян). На изображениях более позднего периода на цветке Лотоса помещали бога Гора, либо он служил троном Исиды, Нефтиды, Осириса и соотносился таким образом с царской властью (цветок Лотоса носила Нефертити). Как эмблема Верхнего Египта Лотос противопоставлялся папирусу — эмблеме Нижнего Египта. В некоторых вариантах египетского космогонического мифа солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», выходит из распустившегося цветка Лотоса, росшего на холме, который возник среди изначального хаоса. Изображение младенца, сидящего на лепестках Лотоса, воспроизводилось вплоть до римской эпохи. В ряде изображений новорождённое солнце восседает на Лотосе, из Лотоса же рождается бог Ра.
    В Индии символ Лотоса, соотнесённый с женским детородным органом — йони, олицетворяет богиню-мать, космический Лотос как творящее лоно, седалище или источник божественного принципа, особой сакральной силы и т. п. С мотивом Лотоса связаны и более сложные образы дуальности, олицетворяющие женское (йони) и мужское (линга) начала. Культ лотосовой богини плодородия (статуэтка обнажённой богини с цветком Лотоса в волосах) был широко распространён в земледельческих культурах Индии. Лотосовые богини были излюбленными (особенно среди женщин) низовыми божествами, с которыми сохранялись интимные связи в ритуалах и в ритуализованном быту. В изобразительном искусстве (реже в письменных текстах) известны композиции с лотосовой богиней, сидящей на коленях мужского божества или обнимающей его стопы [Вишну и его «лотосовые» жёны Падма (др.-инд. padma, «лотос»), Лакшми, Шри (которая, по преданию, возникла из Лотоса, выросшего из чела Вишну)]. Та же схема реализуется в изображении Шивы с лингой и его божественной супруги Шакти. На Лотосе нередко восседает Будда, связанный также и с лотосовой супругой по имени Прадж-ня-парамита («совершенная мудрость»), несущей Лотос. Нередко лотосовая богиня связана с водами (в частности, с женскими, жизнетворными); она фигурирует в мифе о пахтанье океана. В 1 в. до н. э. появляются изображения лотосовой богини на Лотосе со стоящими подле неё слонами, которые изливают на богиню и Лотос воду из хобота.
    Путём деперсонификации и абстрагирования основных идей образа Лотоса конструируется понятие космического Лотоса как особого универсального принципа, управляющего миром и развивающейся в нём жизнью. Космический Л. выступает как образ (иногда посредствующего характера) творения, возникновения мира из космических вод или из пустоты, на которой покоится спящий Вишну, и как символ соития. «Лотосопупковый» Вишну, демиург вселенной, порождает из своего тела гигантский Лотос., на котором находится «лотосорождённый» творец Брахма. По мере роста тысячелепесткового золотого Лотоса растёт вселенная; лепестки дают начало горам, холмам, рекам, долинам (на самом Лотосе изображались символы земли или богиня земли, под лепестками Лотоса — демоны, змеи и т. п.). В другом варианте космогонического мифа Праджапати узрел в первоначальных водах лист Лотоса, обратившись в вепря, он нырнул в воды, достал со дна кусок земли и положил его на лист, а затем утвердился на листе и сам. В буддизме с появлением Лотоса также связывается начало новой космической эры. Кроме того, Лотос указывает место для священного дерева Будды. Буддийский рай нередко изображался как место, где люди, подобно богам, рождаются на цветке Лотоса. В буддийской традиции в Индии создаётся особая «лотосовая» литература («Падма-пурана», описывающая, в частности, время, когда вселенная была «золотым Лотосом», т. н. «Лотосовая сутра», сыгравшая особую роль в китайском буддизме 5 в. н. э.; ср. также «Лотос истинного Закона» — величайший памятник махаянического буддизма).
    В мифопоэтической традиции Древней Индии образ Лотоса выступает и в качестве независимого символа творческой силы. В числе таких атрибутов — седалище или опора в виде Лотоса, соотносящегося с большинством индуистских божеств, с буддой и бодхисатвами; Лотос в руках божества иногда в сочетании с мечом, палицей, драгоценным камнем, солнцем или даже книгой; Вишну держит в одной из четырёх рук Лотос; Падмапани, «лотосору кий», выступает как один из получивших известную независимость эпитетов Авалокиты; в джайнском каноне Лотос в руке — символ 6-го Джины, и в Тибете — эмблема основателя ордена Падмакары; «лотосовая» формула — «От mani padme Hum» (по приблизительному толкованию, — «Да будет так, драгоценный каменьлотос»), воспринимающаяся уже как целостный сакральный символ, коренящийся в брахманизированном ритуале. Отсюда она проникла как в более поздние филиации индуизма, так и в буддизм, где она обращена к Авалоките (Авалокитешваре), изображающемуся в виде гермафродита, который восседает на Лотосе своего отца или держит Лотос и драгоценный камень. Некоторые другие атрибуты имеют более узкое распространение. Например, образ Лотоса и пламени символизирует в буддизме не только идею союза воды и огня, но и форму, в которой Ади-будда впервые открылся на горе Сумеру (в маздеизме этот же образ трактуется как эмолематическое выражение древа жизни). Об укоренённости темы Лотоса в индийской мифопоэтической традиции и культуре свидетельствуют также «лотосовые» названия особой отметины на человеческом теле и лице, хоботе слона, части колонны, особого типа храма, воинского построения, положения тела человека в состоянии медитации, вида соития, одного из девяти сокровищ Куберы, одного из восьми сокровищ, связанных с магическим действием, в свою очередь, называемым Падмини, большого числа, созвездия, разновидностей слонов, змей, обезьян, демонов, растений, специй, а также многие собственные имена, как мифологические и сакральные, так и демифологизированные и профанные, и т. п. Только в древнеиндийском языке отмечено более ста названий Лотоса (значительная часть их связана с мотивом воды или цвета). Образ Лотос — один из ведущих в индийской поэзии (Ашвагхоша, Бхаса, Калидаса, Бхартрихари и др.) и изобразительном искусстве. Красный Лотос — эмблема современной Индии.
    avatar
    Ведара

    Сообщения : 416
    Дата регистрации : 2017-08-14

    Re: Лотос-связанная с ним Символика

    Сообщение автор Ведара в Вт Окт 03, 2017 2:05 pm

    В Китае Лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках «цветок открытой сердечности» — Лотос или жезл с элементами Лотоса. Цветок Лотоса олицетворяет в Китае чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу; он соотносится с летом и является одной из восьми эмблем удачного предсказания. Возникновение Лотоса трактуется как благовещение о рождении Будды, изображения которого имеют лотосовый знак на стопе. Духу Лотоса жгут благовония с целью изгнания злых духов. Лотос играет важную роль в китайском буддийском искусстве, в частности в живописной концепции западного неба, на котором находится лотосовое озеро. Каждый Лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности земной жизни человека цветы Лотоса расцветают или вянут. Западное небо изображается в китайской живописи как лотосовый рай («западный рай») с обилием Лотосов разных форм, размеров и оттенков; среди цветов Лотоса, в окружении бодхисатв восседает Амитабха (Амитофо), будда запада.
    Из Египта, Индии и Китая лотосовая символика проникла и в смежные или близлежащие страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. На Ближнем Востоке были распространены медальоны, розетки, орнаменты с образом Лотоса. Лотос считался растением, посвящённым Гере. В золотом солнечном челне в форме Лотоса. совершает одно из своих путешествий Геракл. Лотос. многократно упоминается Гомером; отмеченность Лотоса подтверждается включением его в один ряд с такими мифологизированными цветами, как шафран и гиацинт. В «Одиссее» излагается сюжет мифа о поедателях Лотоса — лотофагах (ср. также свидетельства Геродота — Herodot. IV 177). Отчётливые следы лотосовой символики сохраняют образы лилии и тюльпана в христианской традиции (было распространено представление, согласно которому Лотос наряду с лилией посвящён деве Марии).
    Наряду с цветком Лотоса. определённое мифопоэтическое значение имеет и т. н. лотосовое дерево (киренейский Лотос, дерево ююба). В греческой традиции известен миф о нимфе Лотис (Лотиде), которая, спасаясь от преследовавшего её Приапа, превратилась в лотосовое дерево; в лотосовое дерево была превращена и нимфа Дриопа, повредившая дерево, в которое превратилась Лотис (Ovid. Met. IX 326—393). В мусульманской мифологии лотосовое дерево помещается на седьмом небе, справа от трона аллаха.
    В Китае это — цветок июля. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали прошлое, настоящее и будущее.

    Геродот называл розовый лотос, который считался самым священным и чудодейственным, «розовой лилией Нила». Надпись в Храме Хатхор в Дендерах гласит: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».

    Источник

    Спонсируемый контент

    Re: Лотос-связанная с ним Символика

    Сообщение автор Спонсируемый контент


      Текущее время Сб Июн 23, 2018 12:05 am