Тетрадь Евдокии
Закреп-еси полон душ человецких. Закреп еси узы вековые, а ино и гробовые. Сих же мне закрепов ведомо девять.
Закреп первый-ЧЕСТЬ НА КРЕСТ ВОРОГА.
Надобно имя , коим ворог крещён ведать. А над крестом же молвится:
"Яко (имя)крестом бременился, тако б ныне моей волей.
Яко(имя) пред иконой клонился, тако б ныне пред моими наказами.
Яко (имя) гнева божия страшился, тако б ныне мово слова.
Яко (имя) господу усердно служил, тако б от сих словес мене.
Тако б не бысть(имя)от бога прощения, да от родных утешения.
Бысть то (имя) брошену многим людом исторгнуту.
Бысть(имя)мне верный раб, не помысла помыслить, ни слова молвить противу не смел. Старицем не отмолить, родным не отговорить, бабке не отшептать.
Покуда (имя) во древен гроб не ляжет - верну службу править будет.Словесам сим ключ, а поделию купно замок." Крест разломить надвое, да под порог ворогу бросить.
Закреп второй-НА ВЕЧНЫЙ ДОЛГ.
Надобно дать человеку, коего закрепостить надлежит вещь, либо деньги в долг.
Притом, никакие признаки сей вещи не важны. Егда в руки тому человеку вещь переходит едино слово молвить надобно "закрепощаю". Во полунощь на перепутье трёх троп стать, да трижды каждой тропе поклониться землекасательно и таков заговор творить: "Азм есмь (имя), зову-призываю помощь да пособь. Со каждой тропинушки, да по тридцать три беса, придете на зов мой,
да пособите в деле чёрном. Да взыщите вы с (имя) долг неоплатный, долг вечный.
Будьте вы мне пособники да сборщики. За(имя)бродите, дань вечну требуйте,
дабы сколь ни жил, а всё бы должен был. Веком бы ему страдать, да нощей не спать.
всё бы мыслить о долге великом. Веком был бы покорён.
СЛОВУ МОЕМУ ПОДВЛАСТЕН. Все бы долгом сим бременился,
яко же смерть примет, тако б душа его вам в уплату.
Замок-устав древний, а ключ-порука бесовская. По век раба божия(имя)аминь".
На кажду тропку бросить пятак со примолвкой:
"Подать за поделие" Тако вершить от того дни три нощи. Да и конец тому делу.
Закреп третий-БЕСОВСКА ТРАПЕЗА.
Сей закреп требует, чтоб тот , кого закрепащают, пищу или питьё вкусил. Кабы и един раз, то довольно, а ежели всяк раз, егда в дом приходит, то и вовсе славно. Будет после той трапезы человек во всяком помысле согласен и ладом жить. Чем более трапез, тем крепче единомыслие. Таков закреп на сильненьких человеков выгоден, егда тот человек буде пособник. На млад месяц во полунощь стол чёрной скатертью накрыть, да на скатерть-то трапезу для того человека уготованну поставить. Да кроме той трапезы ещё четвертную водки да кус чёрна хлеба. Да на всё то молвить:
"Аз (имя) призываю на порог помощников, да пособников, на слово идите,плату возьмите, да с тем уговор, дабы(имя) сея трапезы вкусивша, хоть малу долю,
буде мене во всём единомыслен, да покорен.
Тако нощь сею трапезу благословеньем бесовским освятите,
да крестом чёрным окрестите, тако бы вкусил раб божий(имя) на славу сил тёмных.
Тако быть бы ему со той трапезы во всяком деле согласну.
Замок-уговор, а ключ поделие. По веки вечные аминь."
На другу полнощь на перепутье кус да водку отнести да с таковой примолвкой:
"дань отдаю,уговор закрепляю"
После до нова месяца таковы же трапезы, коли будут бесы благославляют без дани.
А сею трапезу до восхода оставить на столе, а после и угощать. Тако обряд свершён.
Закреп четвёртый-НА ЗЕМЬ ПОГОСТИНУ....
НА стар месяц на заре вечерней на погост идти, да там могилку найти, да чтоб без имени.
Да на той могиле три монеты оставить со примолвкой:"Дань за пособь" Поклониться до земли, да землицы взять столь горстей, сколь годков крепостному. Притом же таковы словеса говорить:
"Земь покровом усопшему, да безвестному, яко смертушка волю его сломила,
тако б сломить ему волю (имя). Яко же (имя) мне поклониться,
яко наказам моим подчинится, тако житии (имя) с сего дни да три годочка.
А ежели (имя) силе моей не склониться, тако б участь ему скорбная, доля мёртвая.
Возьми к себе безвестный непокорного.Аминь"
Со погоста со той землицей уходить, а во полуночь на её говорить:
"Земь гробовая, будь ты имя бременем вечным, кабы под сей тяжестью не сломится,
тако и смерти сподобится" сие трижды, а после по горсти 13 зорь вечерних ту земь под порог крепостному носить, да остаток в соль смертну, да на хлеб ту соль, да в обувку ему тако ж. Дело и свершится, и будет раб три года.
Закреп пятый-НА СЛУЖБУ СРОКОМ ПЯТЬ ГОДОВ.
Потребен влас крепосного, нить чёрна шерстяная, да нить шёлкова также чёрная.
Шерстяну до времени оставить, а шёлкову на могиле зарыть. Надобно на погост прийти во полунощь на млад месяц, да прежде того там могилу найти без имени. Той могиле с данью земно поклониться, а для дани годна любая кладь сьестная - хоша кутья, хоша блины да и хлеб чёрный. Надлежит у того покойника спросить согласия, чтоб нить-то шёлкову на его могиле на девять дён зарыть. Того ради , егда класть дань, то таков заговор честь:
"Дань с уговором кладу, во деянии чёрном пособи прошу.
Прими ты от меня дань со поклоном, да благослови нить мою шёлкову да чёрну,
рабу (имя) на погубление, на пять годов крепости, яко раб (имя) служить мне не станет,
тако нить черна его в гроб утянет. Благослови нить сею благословеньем на девять дней да девять нощей, да сроком крепостным на пять годов. Уговор-замок, да могила ключ.
По веки вечные аминь"
Нить ту в земле оставить на девять дён. За нитью тако ж во полунощь придти, девять монет на могилу положить со земным поклоном, да таковой примолвкой:
"плата за пособленье да девятидневно благсловенье"
Дале нить вырыть, да домой идти. На другу полунощь взять влас , да две нити и свить в едину вервь. Егда свивать, то со таковым заговором:
"Вью совеваю для раба божия (имя) на пять годов крепостну петлю.
власом (имя) сокрепляю, нитью мёртвой замыкаю. Быть бы (имя) во крепости на пять годов по веки вечные. Аминь"
Столь раз сие говорить - сколь верёвку свивать. Яко человек не покориться, тако ту вервь на перепутье оставить во полунощь чрез сорок дней для укрепления со данью четвертной водки бесам и таковым заговором:
"Се подношение за пособь. Мучить бы вам раба (имя) денно да нощьно,
покуда долг не исполнит"
Уходить, а ежели вовсе извести неудобного крепостного надобно то чрез сорок дён на туже могилу идти, где нить шёлкова была зарыта. Идти надобно во полунощь и без дани.
Со поклоном такову примолвку сказать:"Прими к се живаго раба божия (имя) Аминь." Тако об этом деянии всё.
Закреп шестой-НА ЕДИН ГОД.
Закреп сей на 13 колосьев. Во пору, егда колос полниться на закате пойти в поле, да найти 13 полных колосков, их перевязать чёрной нитью, да завязать девятью узлами, а при этом говорить:
"Мати земь, еси кормилица, даждь ты мне тринадцать детушек-колосков.
Яко колос под бременем те мати зем клОнится, тако бы и раб божый(имя),
мене кланялся земно. Сроку тому до нова полна колоса. Аминь"
Затем из пшеницы со тех колосьев да со иных хлеб сотворить. То и взять свеж короб, либо каравай, да разделить на четверо. Перву часть на восходе во то поле отнести, да со поклоном заговор молвить:
"Мати земь , те от мене благодарение за ладен сговор"
Уходить. Втору часть высушить до поры. Третью крепостному скормить, а прежде на неё наговорить:
"Хлеб-батюшка, буди мене во чёрном подели пособник,
яко вкусит раб божий (имя), тако помысел его возьмёт, дабы мне поклониться,
яко колос полевой"
Четвёрту - на перепутье во полунощь також со поклоном:
"Бесы помощники, верны общники вам дань , а мне пособь во чёрном подели пособите волю раба божия (имя) отнимите. От сего дни до нова колоса Аминь"
Хлеб, что во дому егда засохнет, будто камень, то и обряд в силу войдёт.
Закреп седьмой-КОЛЬЦО РАБСТВА.
Творить сие через кольцо - злато ли серебряно различий нет, да только сие кольцо без каменьев быть должно. То кольцо подарить надобно, да чтоб крепостной носил денно и нощно 12 дён. Творится же обряд сорок дён. Во полунощи на стар месяц воды ключевой взять, да в чашу с той водицей кольцо бросить с наговором:
"Мати водица, яко смываешь ты всяку скверну со вся тварей земных,
тако смой лихо со кольца сего. Аминь"
До восхода так оставь, а после в чёрну тряпицу на день убрать, да и в другие дни тако ж поступать. Во ину полунощь се кольцо обвить тремя власами своими со примолвкой:
"На сродство да на помысел един. Яко бы едина глава разладу со помыслом не ведает,
тако бы и раб божий (имя) вовек со мной разладу не ведал. Аминь"
Сие кольцо в эту ночь в изголовие класть. Дале на ину опять полунощь стол чёрной скатертью покрыть, да на стол чёрного хлеба кус и четвертную водки, и то подале поставить, а кольцо же к себе близь положить. Таков далее заговор:
"Благословите, бесы, вещь сию на службу долгу, на потвору верну.
Яко бы дар мой раба божия(имя) во крепости держал. Яко, ащё кольцо на персте раба божия(имя)бысть, то и (имя) цепью нерушимой на полвека скован.
Дань кладу - уговор скрепляю."
Кольцо то вновь во тряпице чёрной остаток до сорока дён держать, да чтоб в изголовье было. Водку да хлеб чёрен отнести на перепутье со примолвкой:
"Дань плачу-уговор сокрепляю, кровью подтверждаю"
Капнуть несколько капель на земь.
"Дело замыкаю, замок то уговор бесовский, а ключ- дань полунощна. Аминь"
По концу срока кольцо подарить да в мыслях содержать:
"Цепь те во кольце(имя). Крепость во даре. Аминь" Тако дело свершено.
Закреп восьмой-НА ЗАМОК ДА НА ВЕЩЬ.
Надобно вещь сею в дар крепостному дати. То буди плата за волю. Закреп сей сроку не ведает. Сокрушится сила его от трёх причин: перьва, что замок утратится, втора, что крепостной сего света преставится, да третья-смерть сие творящаго. Замок-то надобен на три проворота, да вещь, дабы многоценна и крепостному потребна. Надлежит, чтоб вещь при нём неотлучно сорок дён пребывала. Творити же тако потребно: во полунощь да на полон месяц стол чёрной скатёркой покрыть, либо платком чёрным, да на то поставить зелена вина полуштоф, да хлеба чёрна кус, да малый коробок, а во сей коробок сорок щепотей соли бросить. По леву от сего сторону клади замок, да со ключами и вещицу, что в дар назначена. Да на всё то наговор сорок раз говорить потребно таковой:
"Яко Русь бысть от князей ставлена, тако бысть во Руси наказ княжеский да царьской,
егда продаждь волю свою, то и бысть по век во крепости. Аз (имя) ныне се свершаю,
да волю кровию сокрепляю, а во пору полунощну, сокликаю я се во совет да во свидетели,
во общники да пособники рать бесовскую, а числом та рать четыредесять.
то и приди же ты рать бесовская, да числом четыредесять.
Да прими наказ во утверждение волю раба божия (имя) во закрепощение.
До гроба бы мне служил да покорён был. Чрез дар сей от мене его воля отъемлется,
да чрез пособь рати бесовской сокрушится. Дань-зарок преданье -уговор.
Поделие полунощное - ключ да грамота княжеска замок.
Перьвый проворот(провернуть ключ в замке), - сорок дён срок.
Вторый проворот - конец гробом кладу.
Третий проворот-бытии по слову сему. По веки вечные"
Вещь на иной день во дар принести, а дань на перепутье ту же нощь отнесть.
Замок век от глаз хранить во сундуке, егда проведает кто - сокрушится поделие.
Закреп девятый-НА БЕРЕСТЯНЫ ГРАМОТЫ.
Сроку не знает, равно как и меры. Хоша век крепость, а хоша душу бесам в дань. Творится тако: на двух берестинах едину грамоту списать, кровью во конце печать ставить. Перьву бересту во сундук сокрыть , а втору грамоту во пещи растопленной сожечь. Грамота же такова:
"Аз есмь (имя)древним заветом от зачала света белого до гласа трубна,
прошение сие утверждаю....(пиши имя да условия крепости),
делу кровь порука, да стар уговор. Указ пещи поверяю"
Печать кровну ставь, то бери перьву грамоту, что во сундуке лежать станет, да на ея також печать со примолвкой:
"Егда бысть у мене сия грамота, то бысть крепок уговор"
Ту грамоту хранить до конца дён. Да втору-то грамоту во пещь бросить со примолвкой:"Бесам наказ посылаю." Тако и дело свершено.
ДАБЫ ЧЕТУ РАСТОРГНУТЬ.
Ащё потребно чету расторгнуть, дабы в разладе дни малочисленны прожили, для того, что в скорости после обряда сего един из них умрёт и чрез то расторгнется чета, посему не полезно сие творити, аще из четы чью жизнь сохранить надобно. Затем, что нет средства того изведать, на которого смерть придёт, да и избыть ея не придёться. Надобна земь со двух могил с именами супругов, да чтоб могилы не общие на двух, а разные. Той землицы столь горстей вземь, сколь годов супруги вместе век коротали. Дале полыни, да земь со полынью смешать, да под порогом оставить. То и таков заговор на земь честь, да на кажду горсть трижды:
"Еси смерть на земи по век, то и узы живы расторгает, узы крепки разрубает,
такое си ты землица могильна, ведать те судьбину(имя)и(имя),
дабы разрубить да расторгнуть чету сию. Те то пища да живица, а мне же воли совершение. Аминь"
Дале на траву полынь девяти раз таковы словеса молвить:
"Яко еси ты полынь травица, яко же еси ти горька, тако бысть доля скорбна (имя)
и (имя). Сколь велия в те горечь, столь бысть мука(имя)да (имя). Аминь"
Егда смешиваешь, то примолви:
"Скорбь, да смерть свожу - да на долю рабов божиих(имена). Аминь"
Егда то у порога оставишь, то таково скажи: "Бысть совет да люба, а ести скорби да смерть. Аминь"
ПОДКЛАД ХВОРИ СМЕРТНОЙ (ПЕРЕКЛАД).
Ащё человек хвор и смерть в ногах стоит, то обратить ея ко иному кому зело посильно. Потребно ради то исподнее одеяние хвора человека, да заговор над им молвить, а и ко ворогу под порог бросить. Заговор же таков:
"Еси ты смерть - княгинюшка, да зело люта старица, а и несть кто тя превозможе,
да и несть кто тя превозможе, да нести - кто избежит,
то и еси человек сей твоим то перстом указан, да твоим то отмечен,
а еси то и человек раб божий(имя), а и же ти княгинюшка, а еси же ты люта старица,
да отыди ти от раба божия(имя), да преступи ти ко рабу (такому-то).
А и буде раб сей твом перстом отмечен, а и вземь раба(имя) да во платы твоя княжески,
да во терем смертной. Бытии по словесам сим от сего сказа, да по веки вечные. Аминь." [/b]
Сию одёжку под порог ворогу бросить, да и примолвить:"Ти княгиня - смертушка у сего порога пристанище. Аминь" Отыдет смерть от хворого во скору пору, да и к ворогу на порог ступит.
БАРСКИЙ НА ДЕНЬГИ---
Три золотые монеты, цыплёнок, их несут в лес. В лесу найти дерево с дуплом. В дупло сперва кидают листья папоротника со словами:"Восхваляси такожь треглав круглиной,
да сей рыжь да златом отклик возымеить" Затем в дупло кидают одну за одной монеты, когда кидают каждую монету говорят:"Живот мой, да увенчан сей барского люда знатного отрадой"
Когда закинута третья монета, то отрывают голову цыплёнку со словами:
"Якож авраамов семя дитя привычно, да жертвиной, такожь я живота малого лишивши,
да силе покров да на злато испрашиваю. Аминь"
Затем тело цыплёнка кидают тоже в дупло. Всё забивают сверху глиной или землёй. Когда всё забито, то говорят:
"Тресь оно златового, барска судьба, да то извечного,
да то полем рыжь, да животиной что мала есть, да землицей присполняю.
да на небесину хождением отправляю. Иже там ходюка твердая,
да там ходюкать по твердыне, да мне тут на богатеющу стезь,
иже то златов, аки светильников в ночном небесине, аки древов в лесинах усеянных,
да всех монетин чеканенных. Три приспешниковых заартачу вознамеренны, да на спех богатством ко мне тянуты, иже мне в баринах нынче ходом ходить. Аминь"
Уходить не оборачиваясь.три дня после этого невести никаких торговых дел. Если ето соблюсти то всё будет успешно сделано.
КОРОБ СМЕРТНЫЙ(ОТКУП СМЕРТНЫЙ)--
Егда бысть при гробе кой человек, дабы лик смертный отвратить - тако содеять подобает: вземь короб древесный сосновый, да коли несть, то и дубовый годен, да соломена человека сотвори во средину клади три власа хворого, да и причёт молви, дабы жива и соломена человецев породнить.
"Словесами древними, да издревле ведомыми тя нарекаю именем(имя хворого),
да буде ти от сих словес суть(имя хворого), кровушка-то от кровушки.
влас да от власа, сердце-то от сердца, а и плоть-то от плоти, да душа-то ина есмь.
Буде тако, яко глаголано, да и то буде древним сговором да сокреплено,
от словес-то от сих, да поклон веку раба божия(имя хворого). По веки вечные Аминь"
Дале соломена человеца обернуть во чёрный плат, да кой на погост ходили, да и клади во древен короб, яко во гроб. Дале короб покрыть, да во земь зарыть, да на погосте., а егда перьвя горсть потребна со именной могилы. Да притом деянии таково молвить:
"Яко наречён еси сей человек именем живаго раба божия(имя)
яко емлет во се то окромя души раба божия(имя),
то и емлет на сея хворобы живаго раба божия(имя) да во земь то снесёт,
да и во гробе сокроет. По веки вечные. Аминь"
То и делу венец, а чрез три дни восстанет жив человек от хворобы смертной.
ПОДКЛАД НА ВОСКРЕСНУ МИЛОСТЫНЮ(ПЕРЕКЛАД)
В заводе меж людом пред зорькой утренней, да на светлу пасху нищему люду у ставен, да у порога милостыню класть. Милостыня та монеты, да явства разны, дабы чем в праздник разговеться бысть. Тако чрез сей обычай посильно подклад содеять, и хвори да беды на милостыню приложить. Вершить же сие тако подобает: на ту милостыню сорок раз молвить таков заговор да и снести нищим
"Яко боле имене , то боле спрос, тако нище подати потреба,
а и богаты еси ми несть шелки драгими, да и несть яствы многи,
да и несть ино добро, а и богаты ми хворьми, да болестями (перечисли хвори),
тако по утре светлом дань кладём превелику от имене многа,
да се те хвори да болести (ещё раз перечни) отья от ся дажд им на рабов божьих нищих,
да именами безвестных. Во имя отца и сына и свята духа. Аминь"
То и делу конец.а милостыню у дома оставь.
ДАБЫ МУЖА ВО ГРОБ СВЕСТИ.
Мало сходятся по любви, а всё более по долгу. Тако младой девице , егда кольцом в ковы ставить, то расчёт ведать надобно: муж перьвя добро оставить должен, дабы с сумой по миру по смерти его не пойти, а второ того мужа, коли не угоден во гроб свести не трудно. Вземь плат вдовий чёрен, да аще представится кто. Тако ко избе той иди, яко на разум вспадёт и плат разверни, да во руцех держа таково молви:
"Еси же вдовица, буде во подели сподручница, буде мене пособница,
яко волюшку спознавала о судьбине вдовьей горевала, за гробом шла,
да скорьби понесла, тако благослови ти мя на вдовью долю, да на полну волю.
во твоём то плате ходить, да судьбинушку разделить.
Яко того мертвеца сорочины (имя мёртвого) - раба божия(имя мужа)день смертный. Аминь"
Дале сорок дён пост содержи, да трапезы многи ставь благоверному, а егда за стол то един кус хлеба вкушай, да во тайне дело держи. Егда спросит почто не вкушаешь, то хвори помяни. Аще ставлен стол бысть, то хлеб преломи да таково молви:
"Мене глад , а рабу божию(имя мужа), во гроб дорога верна да гладка.
Сколь яствы не вкусить, столь годов не прожить рабу божию(имя). Аминь"
После сорочин хвори мужа взыщут, два полон месяц проживёт.
НА ДАМУ ПИКОВУ,ДАБЫ СОПЕРНИЦУ СО БЕЛА СВЕТА ИЗВЕСТИ.
Вземь блюдце чисто, бело - да фарфору драгого, чтоб не бысть на ём изображений вовсе.
На то блюдце клади красно яблоко, по леву руку ставь чашу водици живой да бела хлеба кус, а сверьху же клади карту со изображением пиковой дамы - да изображением-то вверьх. Вершится то сие во полунощь, да на стар месяц, а молвить при сем надлежит таков заговор:
"Княгиня володычица, судьбинам правительница, вземь ти от мене дань малу,
да пособи во деле полунощном! Изведи ти до могилы тёмной разлучницу (имя)
да иссуши ти ея, яко стебль травной. Древним уговором, да исконной податью закрепляю. Ключ-то уговор, а замок же дань. Аминь"
Всё-то, что на стол бысть ставлено, оставить во месте пустынном со примолвкой:
"Оброк даю"
Закреп-еси полон душ человецких. Закреп еси узы вековые, а ино и гробовые. Сих же мне закрепов ведомо девять.
Закреп первый-ЧЕСТЬ НА КРЕСТ ВОРОГА.
Надобно имя , коим ворог крещён ведать. А над крестом же молвится:
"Яко (имя)крестом бременился, тако б ныне моей волей.
Яко(имя) пред иконой клонился, тако б ныне пред моими наказами.
Яко (имя) гнева божия страшился, тако б ныне мово слова.
Яко (имя) господу усердно служил, тако б от сих словес мене.
Тако б не бысть(имя)от бога прощения, да от родных утешения.
Бысть то (имя) брошену многим людом исторгнуту.
Бысть(имя)мне верный раб, не помысла помыслить, ни слова молвить противу не смел. Старицем не отмолить, родным не отговорить, бабке не отшептать.
Покуда (имя) во древен гроб не ляжет - верну службу править будет.Словесам сим ключ, а поделию купно замок." Крест разломить надвое, да под порог ворогу бросить.
Закреп второй-НА ВЕЧНЫЙ ДОЛГ.
Надобно дать человеку, коего закрепостить надлежит вещь, либо деньги в долг.
Притом, никакие признаки сей вещи не важны. Егда в руки тому человеку вещь переходит едино слово молвить надобно "закрепощаю". Во полунощь на перепутье трёх троп стать, да трижды каждой тропе поклониться землекасательно и таков заговор творить: "Азм есмь (имя), зову-призываю помощь да пособь. Со каждой тропинушки, да по тридцать три беса, придете на зов мой,
да пособите в деле чёрном. Да взыщите вы с (имя) долг неоплатный, долг вечный.
Будьте вы мне пособники да сборщики. За(имя)бродите, дань вечну требуйте,
дабы сколь ни жил, а всё бы должен был. Веком бы ему страдать, да нощей не спать.
всё бы мыслить о долге великом. Веком был бы покорён.
СЛОВУ МОЕМУ ПОДВЛАСТЕН. Все бы долгом сим бременился,
яко же смерть примет, тако б душа его вам в уплату.
Замок-устав древний, а ключ-порука бесовская. По век раба божия(имя)аминь".
На кажду тропку бросить пятак со примолвкой:
"Подать за поделие" Тако вершить от того дни три нощи. Да и конец тому делу.
Закреп третий-БЕСОВСКА ТРАПЕЗА.
Сей закреп требует, чтоб тот , кого закрепащают, пищу или питьё вкусил. Кабы и един раз, то довольно, а ежели всяк раз, егда в дом приходит, то и вовсе славно. Будет после той трапезы человек во всяком помысле согласен и ладом жить. Чем более трапез, тем крепче единомыслие. Таков закреп на сильненьких человеков выгоден, егда тот человек буде пособник. На млад месяц во полунощь стол чёрной скатертью накрыть, да на скатерть-то трапезу для того человека уготованну поставить. Да кроме той трапезы ещё четвертную водки да кус чёрна хлеба. Да на всё то молвить:
"Аз (имя) призываю на порог помощников, да пособников, на слово идите,плату возьмите, да с тем уговор, дабы(имя) сея трапезы вкусивша, хоть малу долю,
буде мене во всём единомыслен, да покорен.
Тако нощь сею трапезу благословеньем бесовским освятите,
да крестом чёрным окрестите, тако бы вкусил раб божий(имя) на славу сил тёмных.
Тако быть бы ему со той трапезы во всяком деле согласну.
Замок-уговор, а ключ поделие. По веки вечные аминь."
На другу полнощь на перепутье кус да водку отнести да с таковой примолвкой:
"дань отдаю,уговор закрепляю"
После до нова месяца таковы же трапезы, коли будут бесы благославляют без дани.
А сею трапезу до восхода оставить на столе, а после и угощать. Тако обряд свершён.
Закреп четвёртый-НА ЗЕМЬ ПОГОСТИНУ....
НА стар месяц на заре вечерней на погост идти, да там могилку найти, да чтоб без имени.
Да на той могиле три монеты оставить со примолвкой:"Дань за пособь" Поклониться до земли, да землицы взять столь горстей, сколь годков крепостному. Притом же таковы словеса говорить:
"Земь покровом усопшему, да безвестному, яко смертушка волю его сломила,
тако б сломить ему волю (имя). Яко же (имя) мне поклониться,
яко наказам моим подчинится, тако житии (имя) с сего дни да три годочка.
А ежели (имя) силе моей не склониться, тако б участь ему скорбная, доля мёртвая.
Возьми к себе безвестный непокорного.Аминь"
Со погоста со той землицей уходить, а во полуночь на её говорить:
"Земь гробовая, будь ты имя бременем вечным, кабы под сей тяжестью не сломится,
тако и смерти сподобится" сие трижды, а после по горсти 13 зорь вечерних ту земь под порог крепостному носить, да остаток в соль смертну, да на хлеб ту соль, да в обувку ему тако ж. Дело и свершится, и будет раб три года.
Закреп пятый-НА СЛУЖБУ СРОКОМ ПЯТЬ ГОДОВ.
Потребен влас крепосного, нить чёрна шерстяная, да нить шёлкова также чёрная.
Шерстяну до времени оставить, а шёлкову на могиле зарыть. Надобно на погост прийти во полунощь на млад месяц, да прежде того там могилу найти без имени. Той могиле с данью земно поклониться, а для дани годна любая кладь сьестная - хоша кутья, хоша блины да и хлеб чёрный. Надлежит у того покойника спросить согласия, чтоб нить-то шёлкову на его могиле на девять дён зарыть. Того ради , егда класть дань, то таков заговор честь:
"Дань с уговором кладу, во деянии чёрном пособи прошу.
Прими ты от меня дань со поклоном, да благослови нить мою шёлкову да чёрну,
рабу (имя) на погубление, на пять годов крепости, яко раб (имя) служить мне не станет,
тако нить черна его в гроб утянет. Благослови нить сею благословеньем на девять дней да девять нощей, да сроком крепостным на пять годов. Уговор-замок, да могила ключ.
По веки вечные аминь"
Нить ту в земле оставить на девять дён. За нитью тако ж во полунощь придти, девять монет на могилу положить со земным поклоном, да таковой примолвкой:
"плата за пособленье да девятидневно благсловенье"
Дале нить вырыть, да домой идти. На другу полунощь взять влас , да две нити и свить в едину вервь. Егда свивать, то со таковым заговором:
"Вью совеваю для раба божия (имя) на пять годов крепостну петлю.
власом (имя) сокрепляю, нитью мёртвой замыкаю. Быть бы (имя) во крепости на пять годов по веки вечные. Аминь"
Столь раз сие говорить - сколь верёвку свивать. Яко человек не покориться, тако ту вервь на перепутье оставить во полунощь чрез сорок дней для укрепления со данью четвертной водки бесам и таковым заговором:
"Се подношение за пособь. Мучить бы вам раба (имя) денно да нощьно,
покуда долг не исполнит"
Уходить, а ежели вовсе извести неудобного крепостного надобно то чрез сорок дён на туже могилу идти, где нить шёлкова была зарыта. Идти надобно во полунощь и без дани.
Со поклоном такову примолвку сказать:"Прими к се живаго раба божия (имя) Аминь." Тако об этом деянии всё.
Закреп шестой-НА ЕДИН ГОД.
Закреп сей на 13 колосьев. Во пору, егда колос полниться на закате пойти в поле, да найти 13 полных колосков, их перевязать чёрной нитью, да завязать девятью узлами, а при этом говорить:
"Мати земь, еси кормилица, даждь ты мне тринадцать детушек-колосков.
Яко колос под бременем те мати зем клОнится, тако бы и раб божый(имя),
мене кланялся земно. Сроку тому до нова полна колоса. Аминь"
Затем из пшеницы со тех колосьев да со иных хлеб сотворить. То и взять свеж короб, либо каравай, да разделить на четверо. Перву часть на восходе во то поле отнести, да со поклоном заговор молвить:
"Мати земь , те от мене благодарение за ладен сговор"
Уходить. Втору часть высушить до поры. Третью крепостному скормить, а прежде на неё наговорить:
"Хлеб-батюшка, буди мене во чёрном подели пособник,
яко вкусит раб божий (имя), тако помысел его возьмёт, дабы мне поклониться,
яко колос полевой"
Четвёрту - на перепутье во полунощь також со поклоном:
"Бесы помощники, верны общники вам дань , а мне пособь во чёрном подели пособите волю раба божия (имя) отнимите. От сего дни до нова колоса Аминь"
Хлеб, что во дому егда засохнет, будто камень, то и обряд в силу войдёт.
Закреп седьмой-КОЛЬЦО РАБСТВА.
Творить сие через кольцо - злато ли серебряно различий нет, да только сие кольцо без каменьев быть должно. То кольцо подарить надобно, да чтоб крепостной носил денно и нощно 12 дён. Творится же обряд сорок дён. Во полунощи на стар месяц воды ключевой взять, да в чашу с той водицей кольцо бросить с наговором:
"Мати водица, яко смываешь ты всяку скверну со вся тварей земных,
тако смой лихо со кольца сего. Аминь"
До восхода так оставь, а после в чёрну тряпицу на день убрать, да и в другие дни тако ж поступать. Во ину полунощь се кольцо обвить тремя власами своими со примолвкой:
"На сродство да на помысел един. Яко бы едина глава разладу со помыслом не ведает,
тако бы и раб божий (имя) вовек со мной разладу не ведал. Аминь"
Сие кольцо в эту ночь в изголовие класть. Дале на ину опять полунощь стол чёрной скатертью покрыть, да на стол чёрного хлеба кус и четвертную водки, и то подале поставить, а кольцо же к себе близь положить. Таков далее заговор:
"Благословите, бесы, вещь сию на службу долгу, на потвору верну.
Яко бы дар мой раба божия(имя) во крепости держал. Яко, ащё кольцо на персте раба божия(имя)бысть, то и (имя) цепью нерушимой на полвека скован.
Дань кладу - уговор скрепляю."
Кольцо то вновь во тряпице чёрной остаток до сорока дён держать, да чтоб в изголовье было. Водку да хлеб чёрен отнести на перепутье со примолвкой:
"Дань плачу-уговор сокрепляю, кровью подтверждаю"
Капнуть несколько капель на земь.
"Дело замыкаю, замок то уговор бесовский, а ключ- дань полунощна. Аминь"
По концу срока кольцо подарить да в мыслях содержать:
"Цепь те во кольце(имя). Крепость во даре. Аминь" Тако дело свершено.
Закреп восьмой-НА ЗАМОК ДА НА ВЕЩЬ.
Надобно вещь сею в дар крепостному дати. То буди плата за волю. Закреп сей сроку не ведает. Сокрушится сила его от трёх причин: перьва, что замок утратится, втора, что крепостной сего света преставится, да третья-смерть сие творящаго. Замок-то надобен на три проворота, да вещь, дабы многоценна и крепостному потребна. Надлежит, чтоб вещь при нём неотлучно сорок дён пребывала. Творити же тако потребно: во полунощь да на полон месяц стол чёрной скатёркой покрыть, либо платком чёрным, да на то поставить зелена вина полуштоф, да хлеба чёрна кус, да малый коробок, а во сей коробок сорок щепотей соли бросить. По леву от сего сторону клади замок, да со ключами и вещицу, что в дар назначена. Да на всё то наговор сорок раз говорить потребно таковой:
"Яко Русь бысть от князей ставлена, тако бысть во Руси наказ княжеский да царьской,
егда продаждь волю свою, то и бысть по век во крепости. Аз (имя) ныне се свершаю,
да волю кровию сокрепляю, а во пору полунощну, сокликаю я се во совет да во свидетели,
во общники да пособники рать бесовскую, а числом та рать четыредесять.
то и приди же ты рать бесовская, да числом четыредесять.
Да прими наказ во утверждение волю раба божия (имя) во закрепощение.
До гроба бы мне служил да покорён был. Чрез дар сей от мене его воля отъемлется,
да чрез пособь рати бесовской сокрушится. Дань-зарок преданье -уговор.
Поделие полунощное - ключ да грамота княжеска замок.
Перьвый проворот(провернуть ключ в замке), - сорок дён срок.
Вторый проворот - конец гробом кладу.
Третий проворот-бытии по слову сему. По веки вечные"
Вещь на иной день во дар принести, а дань на перепутье ту же нощь отнесть.
Замок век от глаз хранить во сундуке, егда проведает кто - сокрушится поделие.
Закреп девятый-НА БЕРЕСТЯНЫ ГРАМОТЫ.
Сроку не знает, равно как и меры. Хоша век крепость, а хоша душу бесам в дань. Творится тако: на двух берестинах едину грамоту списать, кровью во конце печать ставить. Перьву бересту во сундук сокрыть , а втору грамоту во пещи растопленной сожечь. Грамота же такова:
"Аз есмь (имя)древним заветом от зачала света белого до гласа трубна,
прошение сие утверждаю....(пиши имя да условия крепости),
делу кровь порука, да стар уговор. Указ пещи поверяю"
Печать кровну ставь, то бери перьву грамоту, что во сундуке лежать станет, да на ея також печать со примолвкой:
"Егда бысть у мене сия грамота, то бысть крепок уговор"
Ту грамоту хранить до конца дён. Да втору-то грамоту во пещь бросить со примолвкой:"Бесам наказ посылаю." Тако и дело свершено.
ДАБЫ ЧЕТУ РАСТОРГНУТЬ.
Ащё потребно чету расторгнуть, дабы в разладе дни малочисленны прожили, для того, что в скорости после обряда сего един из них умрёт и чрез то расторгнется чета, посему не полезно сие творити, аще из четы чью жизнь сохранить надобно. Затем, что нет средства того изведать, на которого смерть придёт, да и избыть ея не придёться. Надобна земь со двух могил с именами супругов, да чтоб могилы не общие на двух, а разные. Той землицы столь горстей вземь, сколь годов супруги вместе век коротали. Дале полыни, да земь со полынью смешать, да под порогом оставить. То и таков заговор на земь честь, да на кажду горсть трижды:
"Еси смерть на земи по век, то и узы живы расторгает, узы крепки разрубает,
такое си ты землица могильна, ведать те судьбину(имя)и(имя),
дабы разрубить да расторгнуть чету сию. Те то пища да живица, а мне же воли совершение. Аминь"
Дале на траву полынь девяти раз таковы словеса молвить:
"Яко еси ты полынь травица, яко же еси ти горька, тако бысть доля скорбна (имя)
и (имя). Сколь велия в те горечь, столь бысть мука(имя)да (имя). Аминь"
Егда смешиваешь, то примолви:
"Скорбь, да смерть свожу - да на долю рабов божиих(имена). Аминь"
Егда то у порога оставишь, то таково скажи: "Бысть совет да люба, а ести скорби да смерть. Аминь"
ПОДКЛАД ХВОРИ СМЕРТНОЙ (ПЕРЕКЛАД).
Ащё человек хвор и смерть в ногах стоит, то обратить ея ко иному кому зело посильно. Потребно ради то исподнее одеяние хвора человека, да заговор над им молвить, а и ко ворогу под порог бросить. Заговор же таков:
"Еси ты смерть - княгинюшка, да зело люта старица, а и несть кто тя превозможе,
да и несть кто тя превозможе, да нести - кто избежит,
то и еси человек сей твоим то перстом указан, да твоим то отмечен,
а еси то и человек раб божий(имя), а и же ти княгинюшка, а еси же ты люта старица,
да отыди ти от раба божия(имя), да преступи ти ко рабу (такому-то).
А и буде раб сей твом перстом отмечен, а и вземь раба(имя) да во платы твоя княжески,
да во терем смертной. Бытии по словесам сим от сего сказа, да по веки вечные. Аминь." [/b]
Сию одёжку под порог ворогу бросить, да и примолвить:"Ти княгиня - смертушка у сего порога пристанище. Аминь" Отыдет смерть от хворого во скору пору, да и к ворогу на порог ступит.
БАРСКИЙ НА ДЕНЬГИ---
Три золотые монеты, цыплёнок, их несут в лес. В лесу найти дерево с дуплом. В дупло сперва кидают листья папоротника со словами:"Восхваляси такожь треглав круглиной,
да сей рыжь да златом отклик возымеить" Затем в дупло кидают одну за одной монеты, когда кидают каждую монету говорят:"Живот мой, да увенчан сей барского люда знатного отрадой"
Когда закинута третья монета, то отрывают голову цыплёнку со словами:
"Якож авраамов семя дитя привычно, да жертвиной, такожь я живота малого лишивши,
да силе покров да на злато испрашиваю. Аминь"
Затем тело цыплёнка кидают тоже в дупло. Всё забивают сверху глиной или землёй. Когда всё забито, то говорят:
"Тресь оно златового, барска судьба, да то извечного,
да то полем рыжь, да животиной что мала есть, да землицей присполняю.
да на небесину хождением отправляю. Иже там ходюка твердая,
да там ходюкать по твердыне, да мне тут на богатеющу стезь,
иже то златов, аки светильников в ночном небесине, аки древов в лесинах усеянных,
да всех монетин чеканенных. Три приспешниковых заартачу вознамеренны, да на спех богатством ко мне тянуты, иже мне в баринах нынче ходом ходить. Аминь"
Уходить не оборачиваясь.три дня после этого невести никаких торговых дел. Если ето соблюсти то всё будет успешно сделано.
КОРОБ СМЕРТНЫЙ(ОТКУП СМЕРТНЫЙ)--
Егда бысть при гробе кой человек, дабы лик смертный отвратить - тако содеять подобает: вземь короб древесный сосновый, да коли несть, то и дубовый годен, да соломена человека сотвори во средину клади три власа хворого, да и причёт молви, дабы жива и соломена человецев породнить.
"Словесами древними, да издревле ведомыми тя нарекаю именем(имя хворого),
да буде ти от сих словес суть(имя хворого), кровушка-то от кровушки.
влас да от власа, сердце-то от сердца, а и плоть-то от плоти, да душа-то ина есмь.
Буде тако, яко глаголано, да и то буде древним сговором да сокреплено,
от словес-то от сих, да поклон веку раба божия(имя хворого). По веки вечные Аминь"
Дале соломена человеца обернуть во чёрный плат, да кой на погост ходили, да и клади во древен короб, яко во гроб. Дале короб покрыть, да во земь зарыть, да на погосте., а егда перьвя горсть потребна со именной могилы. Да притом деянии таково молвить:
"Яко наречён еси сей человек именем живаго раба божия(имя)
яко емлет во се то окромя души раба божия(имя),
то и емлет на сея хворобы живаго раба божия(имя) да во земь то снесёт,
да и во гробе сокроет. По веки вечные. Аминь"
То и делу венец, а чрез три дни восстанет жив человек от хворобы смертной.
ПОДКЛАД НА ВОСКРЕСНУ МИЛОСТЫНЮ(ПЕРЕКЛАД)
В заводе меж людом пред зорькой утренней, да на светлу пасху нищему люду у ставен, да у порога милостыню класть. Милостыня та монеты, да явства разны, дабы чем в праздник разговеться бысть. Тако чрез сей обычай посильно подклад содеять, и хвори да беды на милостыню приложить. Вершить же сие тако подобает: на ту милостыню сорок раз молвить таков заговор да и снести нищим
"Яко боле имене , то боле спрос, тако нище подати потреба,
а и богаты еси ми несть шелки драгими, да и несть яствы многи,
да и несть ино добро, а и богаты ми хворьми, да болестями (перечисли хвори),
тако по утре светлом дань кладём превелику от имене многа,
да се те хвори да болести (ещё раз перечни) отья от ся дажд им на рабов божьих нищих,
да именами безвестных. Во имя отца и сына и свята духа. Аминь"
То и делу конец.а милостыню у дома оставь.
ДАБЫ МУЖА ВО ГРОБ СВЕСТИ.
Мало сходятся по любви, а всё более по долгу. Тако младой девице , егда кольцом в ковы ставить, то расчёт ведать надобно: муж перьвя добро оставить должен, дабы с сумой по миру по смерти его не пойти, а второ того мужа, коли не угоден во гроб свести не трудно. Вземь плат вдовий чёрен, да аще представится кто. Тако ко избе той иди, яко на разум вспадёт и плат разверни, да во руцех держа таково молви:
"Еси же вдовица, буде во подели сподручница, буде мене пособница,
яко волюшку спознавала о судьбине вдовьей горевала, за гробом шла,
да скорьби понесла, тако благослови ти мя на вдовью долю, да на полну волю.
во твоём то плате ходить, да судьбинушку разделить.
Яко того мертвеца сорочины (имя мёртвого) - раба божия(имя мужа)день смертный. Аминь"
Дале сорок дён пост содержи, да трапезы многи ставь благоверному, а егда за стол то един кус хлеба вкушай, да во тайне дело держи. Егда спросит почто не вкушаешь, то хвори помяни. Аще ставлен стол бысть, то хлеб преломи да таково молви:
"Мене глад , а рабу божию(имя мужа), во гроб дорога верна да гладка.
Сколь яствы не вкусить, столь годов не прожить рабу божию(имя). Аминь"
После сорочин хвори мужа взыщут, два полон месяц проживёт.
НА ДАМУ ПИКОВУ,ДАБЫ СОПЕРНИЦУ СО БЕЛА СВЕТА ИЗВЕСТИ.
Вземь блюдце чисто, бело - да фарфору драгого, чтоб не бысть на ём изображений вовсе.
На то блюдце клади красно яблоко, по леву руку ставь чашу водици живой да бела хлеба кус, а сверьху же клади карту со изображением пиковой дамы - да изображением-то вверьх. Вершится то сие во полунощь, да на стар месяц, а молвить при сем надлежит таков заговор:
"Княгиня володычица, судьбинам правительница, вземь ти от мене дань малу,
да пособи во деле полунощном! Изведи ти до могилы тёмной разлучницу (имя)
да иссуши ти ея, яко стебль травной. Древним уговором, да исконной податью закрепляю. Ключ-то уговор, а замок же дань. Аминь"
Всё-то, что на стол бысть ставлено, оставить во месте пустынном со примолвкой:
"Оброк даю"